Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Размер шрифта: A A A
Анимация: Да Нет
Отображение: Цветное Черно-белое Инвертированное
О Росавиации
Сертификация
ГлавнаяДеятельностьБезопасность полетовПриказы по авиационным событиям

Об авиационных происшествиях с вертолетами R-44 RA-04244 и R-44 RA-0416 (Приказ Росавиации от 22.11.2010 № 491)

30 ноября 2010 11:43
02.01.2010 в Пермском крае произошла авария вертолета R-44 RA-04244, принадлежащего Закрытому акционерному обществу «Электротехническая компания».
Пилот-любитель выполнял полеты для личных целей, пассажиры на борту вертолета отсутствовали.
Пилот-любитель прошел подготовку к полетам на вертолете R-44 в Уральском учебно-тренировочном центре гражданской авиации в 2007 году. На момент авиационного происшествия налетал 825,5 часа, в том числе на вертолете R-44 - 808 часов. Имел допуск к выполнению полетов по правилам визуальных полетов по минимуму 150x2000 метров, ветер 13 м/с.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию аварии вертолета R-44 RA-04244 (далее - комиссия по расследованию) было установлено, что в период проведения тренировки и проверки командира вертолета 05.11.2009 на понижение минимума метеоусловия, заявленные в летной книжке (видимость 2 км, высота облачности 150 метров, ветер 13 м/с), не соответствовали действительности. Фактическая погода во время проверки была: видимость 10 км, высота облачности 450 метров, ветер 3м/с. Таким образом, оформление допуска пилота-любителя к выполнению полетов по минимуму погоды 150×2000 метров, ветер 13 м/с, было не обоснованным.
В нарушение требований Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1084, 02.01.2010 полеты в районе деревни Мало-Бойдино (побережье реки Кама, Пермский край) производились без согласования и связи с местным диспетчерским пунктом «Пермь».
В районе авиационного происшествия прогнозировались следующие метеорологические условия: ветер у земли 120° 20м/с, видимость 2000 метров, снег, метель, облачность сплошная слоисто-дождевая, нижняя граница 700 метров над уровнем моря, верхняя граница 4000 метров, горы закрыты.
Комиссией по расследованию был сделан вывод, что взлет вертолета производился в зоне влияния воздушной подушки с магнитным курсом 40° в сложных метеоусловиях. После отрыва, в условиях сильного снегопада, метели и белизны подстилающей поверхности и отсутствия ориентиров видимости по курсу взлета, командир вертолета приступил к разгону скорости и набору высоты. Пролетев примерно 300 метров, командир вертолета допустил непроизвольное снижение с высоты 50 метров, приведшее к столкновению лыжного шасси вертолета с ледовой поверхностью реки.
Первое столкновение вертолета произошло с поступательной и вертикальной скоростями обоими полозьями шасси с отрицательным углом тангажа. В результате разрушения передних частей полозьев шасси произошло увеличение угла тангажа вертолета на пикирование с последующим касанием лопастей несущего винта о снежный наст, покрывающий ледяную поверхность реки.
При падении вертолета произошло разрушение топливных баков и возгорание топлива, приведшее к пожару. В результате авиационного происшествия пилот вертолета получил серьезные телесные повреждения.
По заключению комиссии по расследованию, причиной авиационного происшествия с вертолетом R-44 RA-04244 явилась неподготовленность пилота для полетов в осенне-зимний период. Столкновение вертолета с ледовой поверхностью реки явилось следствием потери пилотом пространственной ориентировки при выполнении взлета в условиях сильного снегопада и метели, отсутствия линии видимого горизонта при полной белизне подстилающей поверхности реки и отсутствия наземных ориентиров.
Аналогичные недостатки и нарушения были отмечены при расследовании происшедшей 10.03.2010 в районе Онежского озера (Республика Карелия) катастрофы вертолета R-44 RA-04163, принадлежащего физическому лицу.
В день авиационного происшествия в нарушение требований Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1084, выполнялись несанкционированные полеты по маршруту: населенный пункт Летняя Золотица (побережье Белого моря, Архангельская область) - деревня Деревянное (Прионежский район, Республика Карелия) -Москва. Кроме пилота на борту вертолета находился один пассажир.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы вертолета R-44 RA-04163 (далее - комиссия по расследованию катастрофы) при проверке подлинности свидетельства пилота-любителя, выданного 12.09.2008 Высшей квалификационной комиссией Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ВКК Ространснадзора), было установлено, что данный документ был фальсифицирован. Бланк свидетельства был подлинный, однако его содержание было искажено, так как в 2008 году ВКК Ространснадзора этот документ не оформляла. Кроме того, записанные в свидетельстве минимумы погоды 200×2500 метров (для полетов по правилам визуальных полетов днем) и 250×2500 метров (подбор посадочных площадок с воздуха) не соответствовали минимуму 200×3000 метров, который был указан в представлении на выдачу свидетельства пилота, оформленном Вторым Московским аэроклубом, где в сентябре 2008 года пилот проходил курсы краткосрочного повышения квалификации и летные проверки.
Установить общий налет пилота и освоенные им типы воздушных судов комиссии по расследованию катастрофы не представилось возможным из-за отсутствия подтверждающих документов. В представлении Второго Московского аэроклуба на выдачу свидетельства пилота имелись лишь общие сведения по освоенным типам воздушных судов, которые были переписаны из свидетельства пилота, выданного Федерацией любителей авиации России (далее - ФЛА России). Однако, по информации ФЛА России, каких-либо документов данному пилоту не выдавалось.
В районе авиационного происшествия отмечались следующие метеорологические условия: ветер у земли 100 - 120°, скорость 3-5 м/с, видимость 400 - 600 метров, сильный снег, нижняя граница облачности 130 - 150 метров, вертикальная видимость в снеге 80 - 100 метров.
При расследовании было установлено, что первоначально полет выполнялся по правилам визуальных полетов на высоте 35-45 метров со скоростью около 180 км/час, над заснеженной пересеченной лесисто-холмистой местностью с путевым углом около 200°. Выдерживание данного направления обеспечивало прибытие вертолета в деревню Деревянное при полете по прямой.
Установлено, что за 15 минут до катастрофы пилот вышел на связь (по мобильному телефону) со встречающим его в деревне Деревянное пилотом-любителем, который сообщил о неблагоприятных метеоусловиях в районе посадки: сильный снег с нулевой видимостью, нижний край облачности менее 100 м. Пилот вертолета R-44 RA-04163 не отреагировал на информацию, но, по показаниям свидетеля, который наблюдал полет через Интернет, вертолет начал отклоняться вправо от линии заданного пути примерно на 30 - 35°.
В дальнейшем, наиболее вероятно вследствие потери пилотом пространственного положения вертолета, произошло столкновение вертолета с покрытой льдом заснеженной поверхностью Онежского озера. Путевая скоростью в момент столкновения составляла около 200 км/час, левый крен около 80°, угол наклона траектории более 20°, вертикальная скорость более 25 м/с.
По заключению комиссии по расследованию катастрофы:
«Причиной авиационного происшествия с вертолетом R-44 RA-04163 явилась потеря пилотом пространственной ориентировки при выполнении полета в сложных метеорологических условиях при отсутствии видимости наземных ориентиров, что привело к столкновению вертолета с покрытой льдом заснеженной поверхностью озера вследствие сочетания следующих неблагоприятных факторов:
- неудовлетворительная профессиональная подготовка пилота;
- непринятие решения о выполнении посадки на площадку, подобранную с воздуха, при встрече с фактическими метеоусловиями в полете ниже минимума пилота (нарушение пункта 3.109 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»).
Комиссия установила, что пилот выполнял полет без получения соответствующего разрешения (нарушение Статьи 16 Воздушного кодекса Российской Федерации и пунктов 5 и 12 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации) с фальсифицированным свидетельством пилота-любителя».
Таким образом, авиационным происшествиям с вертолетами R-44 RA-04244 и R-44 RA-04163 способствовали недостаточная подготовка пилотов-любителей и нарушения ими правил полетов при встрече со сложными погодными условиями. Кроме того, по результатам расследования авиационных происшествий были выявлены случаи фальсификации данных об уровне подготовки пилотов.
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Начальнику Управления летной эксплуатации Росавиации В.В. Солдатову разработать дополнительные мероприятия, направленные на исключение случаев фальсификаций свидетельств пилотов-любителей и приводящихся в них сведений.
2. Руководителям межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Росавиации:
2.1. довести настоящий приказ до авиационных учебных центров гражданской авиации, осуществляющих подготовку пилотов-любителей;
2.2. при выдаче и продлении срока действия свидетельств пилотов- любителей контролировать обоснованность присвоения минимумов пилотам- любителям;
2.3. обратить внимание пилотов-любителей на потенциальную опасность нарушения установленного Федеральными авиационными правилами «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденными приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, порядка действий при встрече в полете с условиями погоды ниже минимума или опасными метеорологическими явлениями.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова.
Руководитель А.В.Нерадько
Нашли опечатку? Нажмите Ctrl+Enter
Наверх