Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Размер шрифта: A A A
Анимация: Да Нет
Отображение: Цветное Черно-белое Инвертированное
О Росавиации
Деятельность
Аэропорты и аэродромы
Сертификация
ГлавнаяПресс-службаГорода воинской славы и трудовой доблести

Заполярный центр угольной промышленности: трудовой подвиг Воркуты

Обеспечение фронта необходимыми ему ресурсами всегда было задачей критической важности, а потому неоценима роль, которую в годы Великой Отечественной войны сыграла Воркута. Этот заполярный город, до 1943 года –  небольшой рабочий поселок с населением в 20 тысяч человек, с самого начала войны снабжал углем всю северо-западную часть СССР.

В результате оккупации Донбасса немецкими войсками, недоступными оказались более 60% угольных мощностей страны, в связи с чем советским правительством была поставлена задача: построить Северо-Печорскую железнодорожную магистраль для вывоза угля, добытого в Печорском угольном бассейне. Важность данного пути была настолько высока, что строительные работы велись круглосуточно, а необходимые для этого материалы доставлялись со всех уголков страны, даже в ущерб другим стройкам. И вот, уже 28 декабря 1941 года в Воркуту прибыл первый железнодорожный состав, в тот же день отправленный обратно до краев заполненным воркутинским углем.


Уголь из Воркуты шел в 35 городов девяти автономных областей и двух республик, в том числе в Москву и Ленинград. Так, например, в блокадный город было отправлено более 200 тыс. вагонов с углем, при этом более 40 эшелонов было поставлено сверх плана. Доставляли воркутинский уголь и Северному флоту, а также многочисленным предприятиям оборонной промышленности и железным дорогам. За годы войны Воркута дала фронту, промышленности и обычным людям более 6,5 млн тонн угля.

Под девизом «Все для фронта! Все для Победы» труженики главного комбината города «Воркутауголь», Воркутинской ТЭЦ, железнодорожники Северо-Печорской железной дороги и многие другие жители Воркуты — не только горняки, но и простые служащие, а также учащиеся и женщины, — не покладая рук работали на благо Отечества. Благодаря усилиям тружеников, в годы войны добыча угля в этом заполярном городе возросла в 10 раз: с 309 тыс. тонн в 1941 до 2,907 тыс. тонн в 1945 году. За доблестный труд четыре воркутинских предприятия награждены переходящими Красными знаменами Государственного Комитета Обороны, а их работники, согласно указам президиума Верховного Совета СССР, — почетными орденами и медалями.

Среди героев Воркуты числятся такие выдающиеся личности, как:

·         машинист Петр Дунаев, который сквозь полярную ночь и снежную бурю вел первый эшелон с углем по недавно отстроенной, а потому еще достаточно опасной Северо-Печорской железной дороге;

·         машинист Петр Дьяченко, доставивший первый состав со сверхплановым углем после прорыва блокады Ленинграда в 1944 году;

·         Елена Чухнюк – одна из первых железнодорожниц, удостоенных звания Героя Социалистического труда, организовавшая скоростное движение угольных маршрутов, сократившее время доставки грузов в три раза;

·         первая в стране женщина-навалоотбойщица Ванда Барсукова – инициатор масштабного трудового движения с призывом «Девушки Воркуты, спускайтесь в забой!»,

·         а также навалоотбойщик Василий Погорельский, все свободное от смен время проводивший в шахтах, добывая сверхплановый уголь, который позже он выкупал за свои личные деньги и отправлял в блокадный Ленинград.

Вклад воркутинцев в Победу отмечен Указом Президента России №519 от 10 сентября 2021 года, согласно которому Воркуте заслуженно присвоено почетное звание «Город трудовой доблести».

 

Нашли опечатку? Нажмите Ctrl+Enter
Наверх